Бесплатная консультация

+7(927) 32-45-806

+7(917) 44-77-899

+7(34786) 4-24-44

06.07.2020

НПФ пошли по планам.

Фонды продвигают индивидуальные пенсионные продукты. Все крупнейшие негосударственные пенсионные фонды (НПФ), специализирующиеся на обязательном пенсионном страховании, начали или планируют развивать розничный сегмент негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Пока массовое привлечение удалось только НПФ Сбербанка, но и он приостановил его. Пенсионный продукт не имеет значимых преимуществ ни для продающей сети, ни для самого клиента, указывают эксперты. С этой недели входящий в пятерку крупнейших НПФ «Будущее» (из группы компаний «Регион») начал тестировать собственный стандартизированный индивидуальный пенсионный план (ИПП) «Классический», следует из размещенного на сайте фонда договора. Минимальный первый взнос — 1 тыс. руб., выкупную сумму можно забрать через пять лет после заключения договора. По условиям он схож с ИПП НПФ Сбербанка. Исходя из перечня юридических лиц, которым клиент предоставляет право на обработку персональных данных, распространять продукт планируется через банки и страховую компанию, входящие в ГК «Регион» и концерн «Россиум». Первым фондом, начавшим в 2016 году массовое привлечение физических лиц по НПО, стал НПФ Сбербанка при гендиректоре Галине Морозовой. Продукт ориентировался на массовый сегмент и распространялся через сеть Сбербанка. Активное привлечение было прекращено в начале 2018 года, однако за это время в фонд пришло около 1,5 млн клиентов-физлиц. В середине 2018 года госпожа Морозова перешла на работу в ГК «Регион», где курирует пенсионный дивизион группы (см. “Ъ” от 15 января 2019 года). В этом году НПФ Сбербанка начал продавать свой ИПП через приложение «Сбербанк Онлайн». В 2018–2019 годах ИПП начали развивать еще два крупнейших фонда. «Газфонд Пенсионные накопления» также сделал ставку на массовый сегмент — через онлайн-канал первоначальный взнос составляет 10–15 тыс. руб. При этом попытка использовать для привлечения клиентов пенсионных брокеров не оправдала себя, рассказывали собеседники, близкие к фонду и его контрагентам. «ВТБ Пенсионный фонд» первоначально ориентировался на более премиальный сегмент, первоначальный взнос составлял 300 тыс. руб. По словам источника “Ъ”, близкого к группе ВТБ, в этом году планируется начать привлечение физлиц и в розничном сегменте с первоначальным взносом 30 тыс. руб. Продукт будет распространяться как через отделения ВТБ, так и через отделения Почта-банка (почти 50% принадлежит ВТБ). В этом году запустил ИПП НПФ «Сафмар». Минимальный взнос составляет 2 тыс. руб., каналом распространения может служить страховая компания ВСК, 49% которой принадлежит холдингу «Сафмар финансовые инвестиции». «Несколько договоров заключены с агентскими сетями», но из-за самоизоляции продвижение планов перенесено на осень 2020 года, заявил представитель фонда. В феврале этого года гендиректор НПФ «Открытие» Михаил Моторин заявил, что тестируется возможность продажи ИПП через сеть отделений материнского банка (см. “Ъ” от 19 февраля). Пока действительно массовым стало увеличение базы только НПФ Сбербанка. Однако и оно сопряжено с рядом трудностей: при низком первоначальном счете активно платящих дополнительные взносы клиентов не так много (см. “Ъ” от 4 февраля), к тому же часть клиентов начала забирать деньги из программы (см. “Ъ” от 14 мая). НПФ «Газфонд ПН» в прошлом году привлек 10 тыс. новых клиентов (всего 18 тыс. участников ИПП), указал представитель фонда. Количество действующих договоров НПО с физлицами в «ВТБ Пенсионный фонд» за прошлый год увеличилось на 5 тыс., до 16 тыс. штук. «Для крупнейших фондов, входящих в финансовые группы, логично выглядит цель розничного НПО для роста активов НПФ, от которого зависит, в частности, и вознаграждение фонда и менеджмента»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако по сравнению с другими инвестпродуктами, например страховыми, пенсионный план проигрывает с точки зрения рентабельности для агента и особенно не выигрывает для клиента с точки зрения выгоды, отмечает он. «Таким образом, масштабирование на сеть, в которой начинается активное продвижение ИПП, зачастую может являться политическим, а не экономическим решением»,— указывает он. Источник: Газета "Коммерсантъ" №111 от 26.06.2020, стр.6